- А разве боги умирают? - Еще бы. Это их основное занятие. (с)
Вот, неверное, и пришло время этого длинного поста. Я долго думала, что таки воздержусь и не коснусь этой взрывоопасной темы в письменной форме, но как-то не выходит.
Тема эта, собственно, громкая и трагическая история с участием Олега Валерьевича Соколова.
Во избежание недоразумений хочу сразу прояснить вот какой момент. Я ни в коем случае не оправдываю ни убийство, ни убийцу. Убивать плохо, и я достаточно адекватна, чтобы быть в курсе элементарных морально-этических норм. Просто ситуация настолько животрепещуща и многогранна, что от молчания, как поет Лёня Фёдоров, лопается кожа на плечах.
1) Для начала хотелось бы обратиться к эпицентру. Что вызывает у меня наибольшее раздражение, так это создание таких архетипически знакомых образов монстра и жертвы. Судя по всему, с точки зрения обывателя здесь все однозначно : злой старик убил юную и чистую деву, а потом ещё и над трупом надругался - шутки ли, пилой-то человека?
Я предлагаю взглянуть на это с точки зрения логики, а не бессознательных импульсов. Термин созависимость в 21 веке уже не особо нов и достаточно известен. Созависимость - это наркотические отношения, в которых люди привязаны друг к другу, как к героину. В этом единении и слиянии они надеются найти себя, что, конечно, невозможно. Они не стали такими вдруг и ни с того, ни с сего. Это выросло из семьи. Вдаваться в подробности не буду, для этого есть масса специализированной литературы. Скажу только, что созависимые всегда не цельны, не удовлетворены, и разбиться в такой паре на роли преследователя и несчастной жертвы - святое дело.
Но я хочу зайти в этом рассуждении несколько дальше. Не секрет, что культура давно прививает людям - не только нашей страны - созависимые нормы. Мы можем найти их не только в кино и литературе, но и в сводах правил (как насчёт домостроя?) и известных истории взаимоотношениях. Культ созависимости возводится веками : нам говорят, что любить надо так, чтобы не жалеть себя и жертвовать собой. И вот, тогда все изменится и получится, чудовище превратится в прекрасного принца или принцессу, а дальше - традиционное «долго и счастливо». Если про ширпотреб - вот вам, держите : "Ты мой личный сорт героина" («сумерки»), помните? А «50 оттенков серого»? Можем углубиться и поискать это в музыке, поэзии и т.п. Результат печален - мир наполнен идеализацией нездоровых отношений настолько, что здоровые наперечет.
И ещё важный момент. В таких отношениях всегда участвуют два человека с равной ответственностью. Они нашли друг друга, руководствуясь, как маяком, ярким светом тяги к созависимости своего будущего партнёра. Оба в глубине знают, про что играют эту игру, но вслух об этом - ни-ни. Чувствуете, к чему клоню?
Можно, конечно, сделать ремарку о разнице в возрасте или в социальном статусе, но бога ради, это же классика.
Итак
а. Два взрослых человека вступили в опасные созависимые отношения. Они обострили свою связь настолько, что один из них убил другого. Этот сюжет на каждом шагу, не находите? Мужья убивают жён, жены мужей - предлоги разные, исход один. Причина - друг без друга быть не могут, а друг с другом - тем более.
б. А если бы она его, а не он её? Как бы вы отреагировали? Она бы стала страшным монстром? Или мы бы быстренько её оправдали, послушав грустные истории о том, что он, например, бил её, угрожал или пил?
в. Где-то там сидит человек. Настоящий и живой. Не монстр или животное, а пожилой мужчина. Что бы он раньше ни делал, он никого не убивал. Он не маньяк, он попал в цикл созависимости. И его главная беда, на мой взгляд, в том, что он остался жив. Его жизнь разрушена, творчество обесценено, нет больше привычного дома, работы, а главное - созависимого партнёра. Он один в страхе, ужасе и разрушении. Так зачем же, дорогие друзья, плеваться ядом? Зачем судить то, что мы судить не имеем права, поскольку никогда не являлись этим человеком?
Жизнь - это массив факторов и их следствий.
Я в данной ситуации могу предположить следующие факторы:
- склонность к созависимости;
- непрочная связь с реальностью;
- не

давний изматывающий суд ;
- страх преследования влиятельным соперником.
Ну это так, навскидку. Я не являюсь участником происшедшего и не могу судить однозначно.
Но моё мнение таково. По ту сторону сидит не маньяк а-ля Джек Потрошитель. Там сидит пожилой человек. Такой, каких большинство (я не говорю об умственных способностях, конечно), ну или очень много. Он остался с этим жить. Беспомощный, потому что ничего не исправить. Испуганный, потому что жизнь разрушена. И уж точно не получающий от этого всего удовольствие. К чему фарс, господа?
Я полагаю так. Почти в каждом нынче живёт созависимая часть. У кого больше, у кого меньше. Кого-то бил супруг или супруга, у кого-то в семье алкоголик, а кто-то просто считает, что должна быть романтика, как в сказке. Да-да, это все из этой серии. И тогда, чтобы не присоединиться этой своей частью к афишируемой ситуации, мы кричим: "Мы - не такие! Это невиданный мрак и кошмар! С нами такого никогда бы не произошло!". Просто потому, что где-то глубоко мы не сможем вынести, признав, что мы-то такие, только обстоятельства, слава богу, отличаются.
2) Обесценивание творчества - это уже, простите, ни в какие ворота. На днях читала новость : некое испанское издательство решило отозвать книги Соколова из книжных магазинов. Я вижу это как чистый самопиар под лозунгом "Мы не из этих, которые делают деньги на несчастье".
Поясняю: давайте вообще читать перестанем. Ну или будем читать только парочку гениев, которые покажутся лично нам нормальными.
Не хотите читать преступников? Не читайте своим детям "Алису в стране чудес", узнайте, как её писали.
Не хотите читать безумцев - для начала помашите ручкой Ницше.
Не хотите читать убийц? Тогда и самоубийц не читайте, преступление равноценное - отнятие жизни. Есенин и Маяковский, гнить вам в архивах. А ещё этих дуэлянтов, конечно же. У них вообще русская рулетка - либо убить, либо умереть. Вот, наконец, и вы, Пушкин и Лермонтов. Адью!
А ещё зависимых давайте не читать. Достоевский, Толстой туда же.
Давайте быть минимально разумными. Да, многие умные люди, а то и гении, не были образцами этики, морали или даже здравого смысла. Это не значит, что нам нужно все это обесценить и самим остаться с носом.

Много ещё могу сказать по этому поводу, но, пожалуй, достаточно. Пока порция накипевшего достаточная.
Хочу ещё раз напомнить невнимательным, забывчивым или просто тем, у кого подгорает в противоположном направлении. Я никого не оправдываю. Я не говорю, что убивать хорошо. И я не говорю, что это не страшно. Я говорю, что ситуация всегда многогранна, а судить не в нашей компетенции.